Логопедическая работа в школе - интернат занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у учащихся носят характер системного недоразвития речи (легкой, средней или тяжелой степени), для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженные виды дисграфии и дислексии.
Программа логопедической коррекции речи состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;фонематических процессов;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- совершенствование связной речи.
Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи коррекционной работы:
1. Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.
На логопедические занятия зачисляются учащиеся 1 – 7 классов. Основные формы занятий – индивидуальные, подгрупповые и групповые. Продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут, подгрупповых 25 – 40 минут. Занятия проводятся в специальном кабинете, оборудованным всем необходимым для продуктивных и интересных занятий.
В структуру занятий входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко – слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
обогащение и активизация словарного запаса.
Конспект фронтального занятия по теме: «Весна»
Конспект открытого занятия в 5 классе по теме: "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект логопедического занятия по теме: "Приставки. Образование слов при помощи приставок"